Сочинение по литературе на тему: «Пушкин А.С.- «в мой жестокий век восславил я свободу»

Пушкин А.С. — «в мой жестокий век восславил я свободу»

(по произведениям А.С. Пушкина)

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с  детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде , о синем Лукоморье с морскими богатырями. В юности Александр Сергеевич приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь “к святой вольности”, желание посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”. Мы узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина. В центре творчества поэта — жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее.Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, девятнадцатилетний поэт пишет оду “Вольность”.Он мечтает о свободе и четко определяет свою цель:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, юный поэт призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой.
Вслед за “Вольностью” Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”. В нем автор говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Пушкин зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В стихотворении “Деревня” мы вместе с автором видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом “с его прохладой и цветами”. Но, не давая нам до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нами, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может достичь только в свободном обществе.В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над Отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
После поражения декабристов Пушкин не порвал связи с прежними друзьями, с семьями сосланных в Сибирь и посвятил им «Во глубине сибирских руд…”. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей осуществляют мечту о счастье, о свободе:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение своих друзей, в историческое значение их подвига в победу над самодержавием.
В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, созданным за год до смерти, сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В нём мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом. Великий гений — голос народа, его пророк. Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа:

“Слух обо мне пройдет по
всей Руси великой…”
Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Слово “свобода” включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. “Милость к падшим” — это о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятником, который “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа”, была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия.
Мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и заканчивая “Памятником”. Поэт гордилcя тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

Скачать сочинение по литературе на тему: «Пушкин А.С.- «в мой жестокий век восславил я свободу» можно простым копированием текста

Совершайте выгодные покупки со скидкой от нашего сайта: Получить скидку !
Кликните по кнопке соц. сети.
И напишите об этом на своей странице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Укажите цифру (антиспам): *